Ну в двух словах так. Каждый лад расположен на определённой ступени соответствующей тональности. В каждом фрагменте гармонии можно выделить временный тональный центр, а стало быть все аккорды, что вокруг него вертятся расположены на каких-то ступенях относительно него и им соответствуют лады построенные на этих ступенях.
Например в до-мажоре T-S-D-T это C-Dm7-G7-C(это в джазовой гармонии, где субдоминанта на II-й ступени). Тогда С - в ионийском ладу, Dm7 - в дорийском, G7 - в миксолидийском. По сути, весть оборот обыгрывается одной гаммой - все эти лады построены на ступенях обычного до-мажора. В миноре немного сложнее. В джазе и стилях родственных джазу (ритм-н-блюз, фанк и т.п.) минорная тоника обыгрывается дорийским минором, а не натуральным (эолийским), как вроде бы положено. Доминанта в миноре вообще строится в гармоническом ладу (по отношению к тонике) почти во всех стилях и жанрах, исключая разве что фолк-музыку северных стран. Так что доминанта в миноре по европейской традиции обыгрывается во фригийском МАЖОРЕ (отличается от фригийского минора высокой третьей ступенью).
Всё что я написал, это как объяснение принципа работы фотоэлектронного умножителя пятиклассникам за 20 секунд.
Короче, в МКИМе это изучают не меньше года. Так что расписать всё это в форуме....